Асинхронные электродвигатели: как прочесть данные на паспортной табличке

Графическое обозначение электрических машин

Для схематичного обозначения была разработана специальная система ЕСКД, согласно которой на чертеже можно отобразить любой двигатель. Его представляют в виде окружности, рядом с которой может указываться буквенное обозначение. Например, ДГ — главный двигатель, ДШ — электродвигатель подачи шпинделя станка, ДО — насоса охлаждения и т.п. Рассмотрим, какие УГО стандартизирует система, полный их перечень приведен в ГОСТ 2.722-68

Двигатели постоянного тока

Машины постоянного тока имеют условное обозначение в зависимости от варианта возбуждения. На рисунке представлен электродвигатель постоянного тока с различными вариантами УГО.

Кроме этого, существует множество устройств с дополнительными функциями. Например, реверсивный электродвигатель с двумя обмотками или с параллельным возбуждением и вибрационным регулятором скорости вращения. Ниже приведены УГО таких устройств.

Асинхронные машины

Асинхронные электродвигатели изображаются на чертежах в виде окружности, внутри которой меньшая окружность, отображающая ротор.

На иллюстрации представлено графическое обозначение асинхронной электрической машины с короткозамкнутым ротором на однолинейной схеме. Для трехфазной сети символическое представление мотора с фазным и короткозамкнутым выполняется подобным образом, отличие состоит лишь в количестве проводов и подключении цепи ротора.

При этом если электродвигатель трехфазный, указывается схема соединения обмоток. Например, соединение звездой обозначается так:

Каждый тип трехфазных асинхронных машин имеет разный вид на чертеже. Ниже приведены варианты графического обозначения двигателей различного исполнения.

Синхронные машины

Синхронные машины по ГОСТ представлены в виде, который указан на нижеприведенной иллюстрации, при этом схема легко читается даже неспециалистом.

Явнополюсная машина с обмоткой на якоре, отображается на схеме в виде двух окружностей, здесь и к наружной, и к центральной подведены провода (к статору и ротору соответственно).

Если обмотки соединены треугольником, то синхронный электродвигатель будет изображен на чертеже несколько иначе.

Остальные разновидности УГО типов электродвигателей на схемах представлены с описанием на рисунке ниже.

Генераторы

Обозначение трехфазных генераторов, как и синхронных двигателей, имеет одинаковое графическое начертание. Ниже приведены изображения, которые отображаются на схеме.

УГО других видов электрических машин

Кроме распространенных устройств, применяются специальные, которые также имеют свое обозначение на схеме.

Специальные приборы типа сельсин-датчиков и приемников имеют кроме графического обозначения еще и буквенное описание, что проиллюстрировано на рисунке ниже.

Двигатель–преобразователь имеет изображение на схеме в соответствии с УГО. Его начертание на схеме приведено на иллюстрации.

Здесь представлены устройства, у которых имеется коллекторный узел. Он имеет УГО в виде двух прямоугольников по сторонам окружности.

МТ

Крановые электродвигатели типа MT, MTH, MTF, MTKH(F) предназначены для работы в электроприводах металлургических агрегатов и подъемно-транспортных механизмах всех видов и поставляются на комплектацию башенных, козловых, портальных, мостовых и других кранов.

Асинхронные крановые электродвигатели изготавливаются в основном (базовом) исполнении и в модифицированных исполнениях.

Основное (базовое) исполнение – двигатель монтажного исполнения IM1001 (1003), климатическое исполнение У1, для режима работы S3, с типовыми техническими характеристиками, соответствующими требованиям стандартов.

Модифицированное исполнение – двигатель, изготовленный на основе узлов основных (базовых) двигателей с необходимыми конструктивными отличиями по способу монтажа, степени защиты, климатическому исполнению и другими отличиями.

Основными конструктивными исполнениями по способу монтажа электродвигателей являются (по ГОСТ 2479-79):

Тип эл. двигателя Исп. Вал
МТ(К)Н 411, 412, 511, 512 1003 Один конец вала- конический
1004 Два конца вала — конические
2003 Один конец вала- конический
2004 Два конца вала — конические
2008 Один конец вала конус- цилиндр
МТН 611, 612, 613 1003 Один конец вала- конический
1004 Два конца вала — конические
МТ(К)Н 011, 012, 111, 112, 211, 311,312 1001 Один конец вала- цилиндрический
1002 Два конца вала — цилиндрические
2001 Один конец вала- цилиндрический
2002 Два конца вала — цилиндрические

Основной режим работы электродвигателей (для которого приведен ряд мощностей): повторно-кратковременный S3 — ПВ40% (по ГОСТ 183-74).

Крановые электродвигатели могут работать в других режимах: S3 — ПВ15, 25, 60, 100%, кратковременных S2 — 30 и 60 мин.

Степень защиты электродвигателей: Двигатели изготавливаются, как правило, со степенью защиты IP54 и IР44 по ГОСТ 17494 (МЭК 60034-5). По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены со степенью защиты IР55.

Класс нагревостойкости изоляции крановых двигателей: «F» (температурный индекс 155°С) или «Н» (температурный индекс 180°С) по ГОСТ 8865-87, что видно из маркировки электродвигателя.

Частота сети: Двигатели должны выпускаться на частоту сети 50 Гц и 60 Гц.

Основные величины напряжения:

  • Двигатели на частоту 50 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 230/400 В, 380/660 В, 400/690 В.
  • Двигатели на частоту 60 Гц должны изготавливаться на напряжения 220/380 В, 220/440 В, 230/460 В.

По заказу потребителей двигатели могут быть изготовлены и на другие напряжения. Двигатели допускают работу при отклонениях напряжения и частоты в соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1).

Основное климатическое исполнение электродвигателей: У1, Т1, УХЛ1, 01 по ГОСТ 15150-69.

Двигатели могут эксплуатироваться в макроклиматических районах с умеренным (У), тропическим (Т), общеклиматическим (О), умеренным и холодным (УХЛ) климатом в условиях, определяемых категорией размещения 1 по ГОСТ 15150.

Крановые электродвигатели также могут изготавливаться для эксплуатации в условиях категории размещения 2 по ГОСТ 15150.

Нормальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации двигателей регламентированы ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 для различных видов климатического исполнения, при этом:

  • верхнее значение рабочей температуры окружающего воздуха: 50°С;
  • нижнее значение рабочей температуры: для У1 -45°С; для УХЛ1 -60°С; для Т1 +1°С;
  • относительная влажность: для У1, УХЛ1 — 80% при 15°С; для Т1, О1 — 80% при 27°С.

Крановые электродвигатели предназначены для эксплуатации в следующих условиях:

  • высота над уровнем моря до 1000м;
  • окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токоведущей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию;
  • значение запыленности — до 100 мг/м3.

Структура обозначения двигателей серии МТ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
  • 1. Обозначение серии: МТ
  • 2. Тип ротора: К – короткозамкнутый ротор, отсутствие буквы – фазный ротор
  • 3. Класс нагревостойкости изоляции: H, F
  • 4. Габарит наружного диаметра листов статора: 0…7
  • 5. Модернизация двигателя: 0…1
  • 6. Габарит длины сердечника статора двигателя: 1…3
  • 7. Число полюсов статора двигателя: 2, 4, 6, 8
  • 8. Климатическое исполнение: У, Т, УХЛ
  • 9. Категория размещения: 1, 2, 3

В дополнение к обозначению двигателя указывается:

Расшифровка маркировки электродвигателей

Все отечественные электродвигатели отмечены соответствующей маркировкой. Ее расшифровка позволяет точно установить технические характеристики и параметры электродвигателя, выбрать наиболее оптимальный вариант. Устройства, обозначенные буквенными и цифровыми символами А, АО, А2, АО2, А3 расшифровываются по-разному. Например, маркировка А соответствует брызгозащищенному исполнению, АО – закрытой обдуваемой конструкции. Первая цифра, стоящая после букв, означает номер серии. Далее в маркировке остальные цифры разделяются дефисами. Число после первого дефиса является условным номером наружного диаметра сердечника статора, следующая цифра соответствует условному номеру длины.

Если в качестве примера взять электродвигатель с маркировкой АО2-62-4, то его расшифровка будет указывать на закрытое обдуваемое исполнение трехфазного асинхронного двигателя, вторую единую серию, шестой габарит, вторую длину и четыре полюса. Электродвигатели с 1 по 5 габариты выпускаются во второй серии обязательно в закрытом обдуваемом варианте. Таким образом, существенно повышается их надежность, а срок эксплуатации возрастает, в среднем, в 1,5-2 раза.

коротко-замкнутым ротором

  • Буква П соответствует повышенному пусковому моменту и выглядит в маркировке, как АОП2-62-4.
  • Буква С означает повышенное скольжение,
  • К – наличие фазного ротора, Т – возможность использо-вания в текстильной промышленности и т.д.

Повышенный пусковой момент существенно облегчает асинхронного двигателя при пуске привода механизмов с большими нагрузками. Агрегаты повышенного скольжения используются в механизмах, характеризующихся частыми пусками и реверсами, а также неравномерными ударными нагрузками. Электродвигатели с алюминиевой обмоткой статора в конце маркировки обозначаются дополнительной буквой А – АО2-42-4А. В обозначение агрегатов с несколькими частотами вращения вносится количество полюсов – АО-94-12/8/6/4, что соответствует 12-ти, 8-ми, 6-ти и 4-м полюсам. Дополнительная буква Л указывает на алюминиевый сплав, из которого отлиты корпус и щиты двигателя – АОЛ2-21-6.

Электродвигатели, предназначенные для эксплуатации в различных климатических условиях, также имеют свои обозначения.

  • Буква У соответствует умеренному климату,
  • ХЛ – холодному,
  • ТВ – влажному тропическому,
  • Т – любому тропическому,
  • ТМ – тропическому морскому климату,
  • О – общеклиматическому исполнению, предназначенному для всех регионов.

Агрегаты предназначены для размещения и работы в различных условиях. Их цифровые обозначения указывают: возможность работы на открытом воздухе – 1, помещения с ограниченно свободным доступом воздуха – 2, закрытые помещения с пониженными колебаниями температуры и влажности – 3, закрытые вентилируемые и отапливаемые производственные помещения – 4, невентилируемые и неотапливаемые помещения с повышенной влажностью – 5.

Маркировка асинхронных электродвигателей

Обозначения электродвигателей асинхронного типа имеют свою определенную специфику. Все основные параметры также наносятся на заводскую табличку, прикрепленную к корпусу агрегата.

Вся маркировка наносится в соответствии с конструктивными особенностями асинхронных двигателей. По степени защищенности агрегаты этого типа выпускаются в следующих вариантах:

  • Открытого исполнения. В данном случае отсутствуют какие-либо специальные приспособления, предохраняющие от случайных прикосновений к вращающимся и токоведущим частям. Кроме того, в них отсутствует защита от попадания внутрь посторонних предметов. Данные модели выпускаются в ограниченном количестве.
  • Защищенные, то есть оборудованные приспособлениями, исключающими случайное прикосновение к опасным участкам, надежно защищающими от проникновения внутрь постороних предметов.
  • Влагозащищенные. Имеют специальные приспособления, предохраняющие агрегат от попадания влаги на его внутренние части.
  • Закрытые или пылезащищенные. Внутреннее пространство отделяется от внешней среды специальной оболочкой.
  • Взрывозащищенные. С повышенной степенью защиты, что дает возможность использовать их во взрывоопасных помещениях.

В соответствии с методами монтажа, двигатели могут быть вертикальными, фланцевыми, интегрированными и т.д. Различные модификации асинхронных электродвигателей, в зависимости от метода установки, маркируются следующим образом:

  • М101 – горизонтальная установка, фиксируется на лапах, отлитых вместе со станиной или приваренных к ней.
  • М201 – также горизонтальная установка с подвеской на лапах, размещенных вверху станины.
  • М301 – фланцевая конструкция, предназначенная для горизонтальной установки. На конце вала агрегат оборудован фланцем, с отверстиями под болты.
  • М302 – двигатель с вертикальной установкой, при которой рабочий конец вала направлен вниз. Фиксация выполняется с помощью фланцевого крепления.
  • М303 – аналогичен М302. Отличается направлением вала, который смотрит вверх.

Существует множество других маркировок, отображающих параметры и конструктивные особенности электродвигателей. Для того чтобы правильно разобраться с их расшифровкой, рекомендуется воспользоваться специальными таблицами.

Ссылка на основную публикацию