Диагностирование асинхронных электродвигателей (стр. 1 из 3)

Советы по выбору электродвигателя

Главное при выборе электродвигателя – это подбор его в соответствии с теми условиями, где он будет использоваться. Например, для влажной среды следует выбирать брызгозащитные приборы, а приборы открытого типа категорически нельзя подвергать воздействию жидкости. Помните следующее:

  • двигатели брызгозащитного типа можно применять во влажных и сырых местах. Их конструкция такая, что жидкость не может попасть внутрь прибора под давлением силы тяжести или потока воды;
  • открытый двигатель предполагает, что все его детали будут находиться на виду. С торцов приборы имеют огромные отверстия и хорошо видны обмотки статора. Эти отверстия категорически нельзя блокировать. а сами электродвигатели подобного типа нельзя использовать во влажных помещениях, а также грязных и пыльных;
  • двигатели типа TEFC можно использовать везде, за исключением тех условий, на которые они не рассчитаны, о чем можно прочесть в руководстве пользователя к устройству.

Итак, мы перечислили наиболее распространенные проблемы, которые могут произойти с бытовыми электродвигателями. Практически всех их можно распознать и принять те или иные меры посредством проверки прибора

А как правильно его проверять и на какие детали при этом стоит обращать внимание прежде всего, мы и рассмотрели выше

Проверка других деталей и прочие потенциальные проблемы

Обязательно стоит проверить пусковой конденсатор, который нужен для запуска некоторых моделей электродвигателей. В основном эти конденсаторы оснащены защитной металлической крышкой внутри двигателя. А чтобы проверить конденсатор нужно ее снять. Такой осмотр может обнаружить такие признаки наличия неполадок, как:

  • утечка масла из конденсатора;
  • наличие отверстий в корпусе;
  • вспученный конденсаторный корпус;
  • неприятные запахи.

Конденсатор тоже проверяют с помощью омметра. Щупами следует коснуться выводов конденсатора, а уровень сопротивления должен сначала быть небольшим, а затем постепенно увеличиваться по мере зарядки конденсатором напряжением от батареек. Если сопротивление не растет или конденсатор короткозамкнутый, то, скорее всего, его пора менять.

Перед проведением повторной проверки конденсатор нужно разрядить.

Переходим к следующему этапу проверки двигателя: задней части картера, где устанавливаются подшипники. В этом месте ряд электродвигателей оснащается центробежными переключателями. которые переключают пусковые конденсаторы или цепи для определения количества оборотов в минуту. Также нужно проверить контакты реле на предмет пригорелости. Кроме этого, их следует почистить от жира и грязи. Механизм выключателя проверяется посредством отвертки, пружина должна нормально и свободно работать.

И заключительный этап – это проверка вентилятора. Мы рассмотрим его на примере проверки вентилятора двигателя TEFC, который целиком закрыт и имеет воздушное охлаждение.

Посмотрите, чтобы вентилятор был надежно прикреплен и не был забит грязью и прочим мусором. Отверстия на металлической решетке должны быть достаточными для свободной циркуляции воздуха, если это не будет обеспечено, то может случиться перегрев двигателя и впоследствии он выйдет из строя.

Осмотр электродвигателя

Сначала проверка начинается с тщательного осмотра. При наличии тех или иных дефектов прибора, он может выйти из строя гораздо раньше установленного срока. Дефекты могут появиться вследствие неправильной эксплуатации двигателя или его перегрузкой. К их числу относят следующее:

  • сломанные подставки или монтажные отверстия;
  • краска посередине двигателя потемнела вследствие перегрева;
  • наличие грязи и других посторонних частиц внутри электродвигателя.

Также осмотр включает в себя проверку маркировки на электродвигателе. Она нанесена на металлический шильдик. который прикреплен снаружи двигателя. Табличка с маркировкой содержит важную информацию о технических характеристиках данного прибора. Как правило, это такие параметры, как:

  • сведения о компании-производителей двигателя;
  • название модели;
  • серийный номер;
  • количество оборотов ротора в минуту;
  • мощность прибора;
  • схема подключения двигателя к тем или иным напряжениям;
  • схема получения той или иной скорости и направления движения;
  • напряжение – требования в плане напряжения и фазы;
  • ток;
  • размеры и тип корпуса;
  • описание типа статора.

Статор на электродвигателе может быть:

  • закрытым;
  • обдуваемым посредством вентилятора;
  • брызгозащитным и прочих типов.

Первоначальная диагностика двигателя только своими руками

Допустим, электродвигатель средних размеров, мощностью до 10 кВт стоит на рабочем столе. Любой мастер первым делом попробует прокрутить рукой вал – если он вращается свободно, практически без шума, сохраняя достаточно долгое время (секунд десять) вращение по инерции, то можно сделать первый вывод, что с механической частью, возможно, все в порядке.

Прокрутка вала рукой

Хотя, неполадка в механизмах может обнаружиться только при работе на номинальных оборотах двигателя, но, если при прокручивании вала рукой уже ощущается «тугой» ход и слышны скрежет, скрипение и постукивание, то можно заключить, что причиной этих явлений является износ подшипников. Если диагностируется двигатель с фазным ротором, или постоянного тока, то причиной нехарактерных звуков могут быть дефекты в токопередающих кольцах или коллекторных щетках.

Контактная система двигателя с фазным ротором

Еще один способ проверки подшипников – подергать со стороны в сторону вал двигателя, перпендикулярно и параллельно его оси. Если ощущается шатание вала. то скорее всего подшипники изношены. Но может иметь место выработка посадочного места подшипника,

Посадочное место подшипника в торцевой крышке электродвигателя

реже – истирание самого вала – такие неполадки характерны для двигателей, работавших с большой боковой нагрузкой на шкив, или подключенных к плохо центрированной соединительной муфте (оси ведущего и ведомого фланца не совпадали).

Сильно изношенный и деформированный вал электродвигателя

Причины и последствия износа подшипников в двигателе

Таким образом, даже не подключая и не разбирая двигатель, ни наблюдая его в процессе работы, можно провести начальную диагностику без измерительных устройств и инструментов, пробуя вращать вал рукой и слушая издаваемые им звуки.

Чтобы определить происхождение звуков, издаваемых работающим электродвигателем, нужно отключить питание – электромагнитная природа шума исчезнет и останется только трение или биение вращающихся механизмов. Если слышен визг или скрипение, которое не наблюдалось при малых оборотах, то причиной может быть отсутствие смазки в подшипниках или их сильное загрязнение.

Очень сильно загрязненный подшипник

Сильная вибрация вала двигателя, вращающегося по инерции, указывает на износ подшипника или дисбаланс колеса вентилятора, у которого может отколоться одна из лопастей. Биение вала на изношенных подшипниках будет все больше изнашивать прилегающие поверхности, что может спровоцировать ещё одну проблему – ротор будет касаться статора в процессе вращения, и при этом будет выделяться металлическая стружка, усугубляя трение.

Последствия биения вала ротора из-за разбитых подшипников

Поэтому эксплуатировать электродвигатель с изношенными подшипниками нельзя, иначе серьезно повредятся коллекторные пластины и магнитопровод ротора и статора, что сильно ухудшит их электромагнитные характеристики.

Износ подшипников вызывает повышенное тепловыделение и энергопотребление электродвигателя при снижении его эффективности. В асинхронных двигателях короткозамкнутый ротор контактирует со статором только через подшипники – поэтому их износ или дефекты являются основной причиной механических неполадок.

Полуразобранный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором

Намного реже случаются деформации вала или трещины в корпусе.

Технические требования к параметрам устройства диагностики по сигналам токов и напряжений статора асинхронного двигателя

Для вывода технических требований к параметрам устройства диагностики по сигналам токов и напряжений статора асинхронного двигателя, был рассмотрен и проанализирован ряд источников.

Так в публикации основные исследования проводились с такими частотами: спектр тока при неотбалансированном роторе – 120 Гц, вибрация подшипников – 180 Гц, при износе подшипников – 1000 и 3000 Гц.

В статье указывается, что в общем случае при цифровой регистрации токов удовлетворительная точность имеет место при частотах их фиксации в (20 ÷ 30) раз больше частоты сети f1.

В статьях и для сравнения работы нового двигателя и двигателя, прослужившего некоторое время, был выбран диапазон частоты в 1000 Гц, а конкретные примеры диагностики дефектов двигателя проводилась на меньшем диапазоне (150 Гц и ниже).

На основании вышеприведенной информации делаем вывод, что частота дискретизации измерительного канала должна находится в пределах от 1500 до 3000 Гц.

Поиск механических повреждений

Асинхронные электродвигатели относятся к наиболее надёжным устройствам. Но при изготовлении любых устройств могут быть те или иные недочёты, которые в новых изделиях укладываются в допуски. Однако со временем их проявление лавинообразно нарастает и становится весьма ощутимым. Например, небольшие поначалу биения вращающегося ротора впоследствии становятся значительной вибрацией и причиной износа подшипников, разрушения фундамента.

Поэтому, несмотря на надёжность необходима периодическая проверка асинхронных двигателей. Особенно это касается тех экземпляров, которые работают в составе ответственных электроприводов транспортирующих людей, грузы и т.п. Например, электродвигателей лифтовых приводов, конвейеров. Для этого потребуется специальное оборудование.

В первую очередь нужен набор ключей. С их использованием снимается кожух, ограждающий вращающиеся части для получения максимального доступа к проверяемому объекту.

 
 

Чем больше ассортимент сменных головок – тем лучше. Не придётся возвращаться за той, которая нужна, но не оказалось под рукой. После этого все части электропривода осматриваются. Состояние некоторых их них может указать на неполадки с двигателем. Эффективная проверка особенно актуальна для тех электроприводов, простой которых дорого стоит. Поэтому их осмотр лучше выполнять в работающем состоянии. Чтобы не осталось недоступных для проверки зон рекомендуется пользоваться дефектоскопом.

Проверка двигателя, который находится в работающем состоянии, требует особого внимания и осторожности. Поэтому она должна выполняться двумя операторами с разделением выполняемых действий

Если осмотр выявляет трещины в тех или иных местах, это может стать признаком необходимого ремонта. Но чтобы лучше разобраться в сути проблемы надо получить больше информации об обнаруженных дефектах и использовать для этого приспособление для изучения трещин

Закончив внешний осмотр надо поставить на место снятый защитный кожух и продолжить проверку.

Но внешняя визуальная проверка не позволяет обнаружить дефекты, которые только начали появляться, и скрыты в теле фундамента электропривода и его корпусе. Если процесс образования трещины уже начался, не известно насколько быстро он будет протекать, и какими станут последствия этого. Поэтому рекомендуется диагностика с использованием ультразвукового дефектоскопа.

Наибольшие разрушающие нагрузки приходятся на нижнюю часть корпуса движка и его крепёж с фундаментом. Относительно этих частей действует крутящий момент. Поэтому в этих местах детали начинают разрушаться в первую очередь. Крепления движка и фундамент необходимо тщательно просканировать ультразвуком.

Определение технического состояния корпусной и межфазной изоляции обмоток

  1. Заземлить обмотки двух фаз электродвигателя, а обмотку свободной фазы подключить к прибору или к схеме.
  2. Включить прибор или схему и плавно повысить напряжение на обмотке электродвигателя от 400 В или менее до 1200 В и сделать отсчет значения токов утечки. Данные занести в журнал. Плавно повысить напряжение до 1800 В и также сделать отсчет значения токов утечки. Выключить прибор или схему. Данные занести в журнал.

    При повышении напряжения с 400 или менее до 1800 В во всем диапазоне не должно наблюдаться колебаний и бросков токов утечки. Абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В не должно превышать 150 мкА.

  3. Вычислить относительное приращение токов утечки при подъеме напряжения от 1200 до 1800 В, как отношение разности показаний микроамперметра при напряжении 1800 и 1200 В к показанию микроамперметра при напряжении 1200 В. Данные занести в журнал. Относительное приращение токов утечки при повышении напряжения в указанном диапазоне не должно превышать 1.
  4. Измерить токи утечки и определить их относительное приращение поочередно для двух других фаз, как это указано в п. 2 и 3. Данные занести в журнал.
  5. Вычислить коэффициент несимметрии токов утечки изоляции обмоток фаз электродвигателя, как отношение тока утечки при напряжении 1800 В фазы, имеющей наибольший ток утечки, к току утечки фазы с наименьшей величиной тока утечки. Значение коэффициента записать в журнал. Коэффициент неснмметрии токов утечки не должен превышать 2.
  6. Провести анализ полученных данных. Если изоляция обмоток фаз статора не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных в п. 2, 3 и 5 требований (при повышении напряжения наблюдаются колебания или скачки токов утечки, абсолютное значение токов утечки при напряжении 1800 В превышает 150 мкА, относительное приращение токов утечки при повышении напряжения от 1200 до 1800 В превышает 1, коэффициент несимметрии токов утечки фаз превышает 2), то электродвигатель разбирают и определяют причины ослабления изоляции.

Специализированные сайты и порталы

Ремонт, проверка двигателей

Сайт, посвященный электродвигателям

Ремонт, проверка двигателей

Сайт, посвященный электродвигателям

Устройство асинхронного электродвигателя

Даны общие сведения по электродвигателям. Изложено устройство асинхронного электродвигателя, виды электродвигателей.

Авторефераты и диссертации по электротехнике

Сайт, посвященный поиску научных публикаций

Новости электротехники

Информационно-справочное издание

Вибродиагностика и спектральный анализ

Подробно рассматривается преобразование Фурье и классический цифровой спектральный анализ.

Персональный сайт Richard J. Povinelli — Assistant Professor and Director of Computer Engineering Laboratories Electrical and Computer Engineering Department.

Персональный сайт зарубежного специалиста

Международный журнал Электрические системы (IJESSE)

Журнал фокусируется на теориях, методах и разработках применяемых в Электрических Системах.

Ежемесячный научно-технический и производственный журнал

В журнале публикуется разносторонняя информация о датчиках, приборах и системах измерения, контроля, управления

Школа для Электрика

Устройство, проектирование, монтаж, наладка электрооборудования

Контроль, диагностика и снижение вибрации

Cсылки на сайты фирм, занимающихся внедрением вибродиагностики

Методы диагностики неисправностей асинхронных электродвигателей

Сайт ЗАО Компания Технолог

Стационарные комплексы мониторинга и диагностики роторного, высоковольтного и силового оборудования (технология обслуживания по фактическому состоянию — ТОФС)

Сайт «Таврида Электрик БП» СЗАО

Консультационный центр MatLab

Форум консультационного центра

Научные работы и статьи

Анализ методов вибродиагностики асинхронных двигателей

Авторы: О.В. Браташ, А.П. Калинов

Описание: В статье рассматриваются наиболее распространенные методы анализа сигналов для вибрационной
диагностики, описываются их преимущества и недостатки в зависимости от их назначения и выдвинутых к ним
требований. Проведена классификация методов вибродиагностики соответственно критериям, которые
определяют эффективность применения методов.

Частотная диагностика асинхронных двигателей шпиндельного исполнения на подшипниках качения

Авторы: Б.И. Зубренков, К.Г. Маслов

Описание: Предлагается диагностический метод, основанный на анализе спектров вибраций АД с малошумными шарикоподшипниками,
основанный на узкополосном анализе вибрации в дискретной области спектра, возбуждаемых взаимодействием элементов
подшипников.

Диагностика асинхронных электродвигателей на основе спектрального анализа тока статора

Авторы: П.А. Ряполов, В.В. Рыженко

Описание: Рассмотрен метод диагностики, основаный на спектральном анализе токов статора, для различных видов дефектов электродвигателя

Сборник статей Алтайского государственного технического университета

Авторы: О.И. Хомутов, А.А. Грибанов, А.А. Смирнов и др.

Описание: Сборник статей

Диагностика повреждений ротора асинхронного электродвигателя методом спектрального анализа тока статора

Авторы: Е.А. Кузьмин, А.С. Глазырин

Описание: Обнаружение признаков
повреждения ротора при помощи мониторинга тока статора.

Диагностика состояния электродвигателей.
Метод спектрального анализа потребляемого тока

Авторы: В. Петухов, В. Соколов

Описание: Принципиально новый метод диагностики электродвигателей

Комплексный метод диагностики асинхронных электродвигателей на основе использования искусственных нейронных сетей

Авторы: В.А. Пономарев, И.Ф. Суворов

Описание: Описание методики использования нейронных сетей

Автоматизированная система защиты и диагностики парка электродвигателей промышленного предприятия

Авторы: В.П. Каргапольцев, И.Я. Симахин

Описание: Описание автоматизированной системы защиты и диагностики электродвигателей

Математическое моделирование электромагнитных полей в короткозамкнутом асинхронном двигателе с поврежденной обмоткой ротора

Авторы: Ю.В. Васьковский, А.А. Гераскин

Описание: Описание математической модели анализа электроманитных полей

Система диагностики электродвигателя постоянного тока на основе NI CompactRIO

Авторы: П.М. Михеев, А.С. Подольский

Описание: Описана портативная система контроля параметров электродвигателя постоянного тока,
включающая измерение температуры, частоты вращения, потребляемой мощности, вибраций для
последующего анализа неполадок в работе

Предремонтные испытания

Для электродвигателей, поступающих в ремонт, когда это возможно, следует проводить предремонтные испытания.

Объем испытаний устанавливают в каждом случае в зависимости от вида ремонта, результатов анализа карт осмотра и внешнего состояния электродвигателя. Работа по предметному выявлению неисправностей машин называется дефектацией. Перед испытаниями электродвигатель подготавливают к работе с соблюдением всех требований правил технической документации; измеряют размеры зазоров в подшипниках и воздушные зазоры, осматривают доступные узлы и детали и оценивают возможность их использования при испытаниях. Непригодные детали по возможности заменяют исправными (без разборки).

В асинхронных двигателях на холостом ходу измеряют ток холостого хода, контролируют его симметрию и оценивают визуально или с помощью инструментов все параметры, подлежащие контролю при эксплуатации.

В электродвигателях с фазным ротором и двигателях постоянного тока оценивают работу контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата. Нагружая электродвигатель в допустимой мере оценивают влияние нагрузки на работу его основных узлов, контролируют равномерность нагрева доступных частей, вибрацию, определяют неисправности и устанавливают возможные их причины.

Причины основных неисправностей двигателя

Электродвигатели, как и все механизмы, подвержены износу, и при их эксплуатации часто встречаются неполадки, поломки или работа с параметрами, отличающимися от номинальных значений. Поскольку в электромоторе электроэнергия превращается в механическую энергию, то очевидно, что неисправности электродвигателей могут быть вызваны как неполадками в электрических и электромагнитных системах, так и дефектами в механизмах.

Электрическую составляющую неполадок подразделяют на внутреннюю – неисправности в обмотках и коллекторных контактах двигателя, и внешнюю – поломки в компонентах пускателя и в питающих проводах.

Изношенная (справа) и новая (слева) коллекторные контактные щетки

Существует множество алгоритмов для проверки электрических двигателей в зависимости от их конструкции, типа, габаритов, массы, расположения и текущего режима работы.

Не может существовать единственно правильной инструкции проверки электродвигателей, например – один электромотор свободно помещается на ладони, тогда как другой необходимо поднимать краном, хоть и принцип их действия может быть одинаковым.

Различие размеров электродвигателей

Измерение сопротивления изоляции обмоток

Для проверки двигателя на сопротивление изоляции, электрики используют мегомметр с испытательным напряжением 500 В или 1000 В. Этим прибором измеряют сопротивление изоляции обмоток двигателей рассчитанных на рабочее напряжение 220 В или 380 В.

Для электродвигателей с номинальным напряжением 12В, 24в используют тестер, так как изоляция этих обмоток не рассчитана на испытание под высоким напряжением 500 В мегомметра. Обычно в паспорте на электродвигатель указывается испытательное напряжение при измерении сопротивлений изоляции катушек.

Сопротивление изоляции обычно проверяется мегомметром

Перед измерением сопротивления изоляции нужно ознакомиться со схемой подключения электродвигателя, так как некоторые соединения звездой обмоток бывают подключены средней точкой к корпусу двигателя. Если обмотки имеет одну или несколько точек соединений, “треугольник”, “звезда”, однофазный двигатель с пусковой и рабочей обмоткой, тогда изоляция проверяется между любой точкой соединения обмоток и корпусом.

Если сопротивление изоляции значительно меньше 20 Мом, обмотки разъединяют и проверяют каждую отдельно. Для целого двигателя сопротивление изоляции между катушками и металлическим корпусом должно быть не ниже 20 Мом. Если электродвигатель работал или хранился в сырых условиях, тогда сопротивление изоляции может быть ниже 20 Мом.

Тогда электродвигатель разбирают и просушивают несколько часов накальной лампой 60 Вт, помещенной в корпус статора. При измерении сопротивления изоляции мультиметром, выставляют предел измерений на максимальное сопротивление, на мегомы.

Как прозвонить электродвигатель на обрыв обмоток и межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание в обмотках можно проверить мультиметром на омах. Если имеется три обмотки, тогда достаточно сравнить их сопротивление. Отличие в сопротивлении одной обмотки указывает на межвитковое замыкание. Межвитковое замыкание однофазных двигателей определить труднее, так как имеются только разные обмотки — это пусковая и рабочая обмотка, которая имеет меньшее сопротивление.

Сравнивать их нет возможности. Выявить межвитковое замыкание обмоток трехфазных и однофазных двигателей можно измерительными клещами, сравнивая токи обмоток с их паспортными данными. При межвитковом замыкании в обмотках, их номинальный ток возрастает, а величина пускового момента уменьшается, двигатель с трудом запускается или совсем не запускается, а только гудит.

Проверка электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание обмоток

Измерять сопротивление обмоток мощных электродвигателей мультиметром не получится, потому что сечение проводов велико и сопротивление обмоток находится в пределах десятых долей ома. Определить разницу сопротивлений, при таких значениях мультиметром, не представляется возможным. В этом случае исправность электродвигателя лучше проверять токоизмерительными клещами.

Если нет возможности подключить электродвигатель к сети, сопротивление обмоток можно найти косвенным методом. Собирают последовательную цепь из аккумулятора на напряжение 12В с реостатом на 20 ом. С помощью мультиметра (амперметра) выставляют реостатом ток 0,5 — 1 А. Собранное приспособление подключают к проверяемой обмотке и замеряют падение напряжения.

Прозвонка электродвигателя на обрыв и сопротивление изоляции

Меньшее падение напряжения на катушке укажет на межвитковое замыкание. Если требуется знать сопротивление обмотки, его рассчитывают по формуле R = U/I. Неисправность электродвигателя можно также определить визуально, на разобранном статоре или по запаху горелой изоляции. Если визуально обнаружено место обрыва, его можно устранить, припаять перемычку, хорошо изолировать и уложить.

Замер сопротивлений обмоток трехфазных двигателей проводят без снятия перемычек на схемах соединений обмоток “звезда” и “треугольник”. Сопротивление катушек коллекторных электродвигаталей постоянного и переменного напряжения также проверяют мультиметром. А при большой их мощности проверка ведется с помощью приспособления аккумулятор — реостат, как указано выше.

Сопротивление обмоток этих двигателей проверяют отдельно на статоре и роторе. На роторе лучше проверять сопротивление непосредственно на щетках, прокручивая ротор. В этом случае можно определить неплотное прилегание щеток к ламелям ротора. Устраняют нагар и неровности на ламелях коллектора, их шлифовкой на токарном станке.

Вручную эту операцию сделать трудно, можно не устранить эту неисправность, а искрение щеток только увеличится. Пазы между ламелями также прочищают. В обмотках электродвигателей может быть установлен плавкий предохранитель, тепловое реле. При наличии теплового реле проверяют его контакты и при необходимости чистят их.

Осмотр и проверка работы

  1. Осмотреть электродвигатель. При отсутствии внешних признаков повреждений включить электродвигатель в сеть и убедиться, что при его работе нет посторонних шумов, стуков и повышенной вибрации. Выключить электродвигатель и принять меры, исключающие подачу на его зажимы напряжения.

    П р и м е ч а н и е. Если диагностированию подлежит группа электродвигателей, то вначале проводят осмотр и проверку работы всех электродвигателей, а затем диагностирование, начиная с 1-го электродвигателя. Это обусловлено тем, чтобы к моменту определения технического состояния изоляции обмотки электродвигатели были в практически холодном состоянии.

  2. При необходимости очистить корпус электродвигателя от пыли и загрязнений сжатым воздухом от компрессора или сухим обтирочным материалом. У электродвигателей защищенного исполнения продуть обмотки воздухом давлением не более 0,196 МПа (2 атм).
  3. Если позволяет конструкция машины или механизма, провернуть ротор электродвигателя вручную и убедиться в легкости его вращения. Ротор должен проворачиваться без приложения значительных усилий. Если ротор электродвигателя проворачивается туго, выявить и устранить причины.
  4. Осмотром проверить целость подшипниковых щитов и корпуса. Если к крышкам подшипника имеется доступ, снять крышки и убедиться в наличии смазки в подшипнике. При необходимости добавить смазку и установить крышки подшипника.
  5. Проверить затяжку болтов и гаек крепления подшипниковых щитов, а также болта или гайки заземления электродвигателя. Ослабленные болты или гайки подтянуть.
  6. Снять крышку коробки выводов. Осмотром проверить состояние изоляции выводных концов, состояние контактов и изоляционной панели коробки выводов. Если выводные концы электродвигателя соединены с подводящими питание проводами скруткой, осмотром проверить состояние изоляции мест соединений.
  7. Отсоединить от электродвигателя провода, подводящие питание.

Проверка обмоток

Чтобы узнать состояние обмоток применительно к наличию в них межвитковых замыканий надо сопоставить потребляемый ток и реальные обороты движка с данными технического паспорта. Замкнутые витки ослабляют магнитный поток и ослабляют силу вращающегося ротора. В результате не развиваются обороты, указанные в техническом паспорте. Для измерения величины тока, потребляемого работающим асинхронным двигателем, потребуются токовые клещи для бесконтактного измерения силы тока.

Их конструкция основана на трансформации тока в обмотке, образуемой при охвате проводника с током. Поэтому можно сделать замеры прямо в распределительном щитке, с которым соединён кабель, питающий электродвигатель.

Если в результате проверки выяснится, что подшипники износились, и потребуется их замена, движок разбирается. Для замены подшипники снимаются с использованием съёмника и болгарки с ротора, который извлекается из статора после снятия крышек. Болгаркой можно быстро снять подшипник со стороны вала, так как съёмником это сделать может и не получится, если вал слишком длинный относительно размеров съёмника.

Болгаркой надо аккуратно распилить обоймы и потом расколоть их, используя молоток и зубило

При операциях с ротором необходима осторожность, чтобы не повредить его выступающие части, используемые как лопасти крыльчатки охлаждения. Иначе центр тяжести ротора сместится, и появятся биения, с трудом устраняемые

При выявлении замыканий в обмотке движок надо отправить к специалистам по перемотке электродвигателей. Этот вид ремонта сложный и трудоёмкий, требует специальной оснастки и опыта.

Если регулярно проверять состояние асинхронного движка, и соблюдать рекомендации по его эксплуатации он проработает десятилетия.

Ссылка на основную публикацию