В минувшее воскресенье марсианская миссия nasa, космический аппарат phoenix, запущенный в августе прошлого года, достиг пункта назначения

Органические молекулы и поиск жизни

Каждый из посадочных аппаратов миссии «Viking» произвел несколько экспериментов по обнаружению жизни, которые выдали достаточно интригующие, но при этом неоднозначные результаты. В ходе работ нагревались образцы марсианской почвы в специальной печи. При этом использовался прибор — масс-спектрометр (GCMS), который изучал спектры, излучаемые нагретой почвой для поиска любых органических молекул.

Ни один из инструментов «Viking» не обнаружил признаков существования на Марсе типов органики, которые стали бы неожиданностью для ученых. Органика распространена по всему космосу, в том числе она обнаруживается на астероидах и кометах. Это означает, что метеориты должны были доставлять органические молекулы на поверхность Марса на довольно регулярной основе.

Данные, полученные в ходе миссии «Viking», по-прежнему остаются предметом изучения и дебатов и наши дни. Например, после повторного недавно проведенного анализа исследователи определили, что в образцах присутствует хлорбензол, органическое соединение, обычно используемое при производстве гербицидов и каучука. Хлорбензол не является биомаркером, но он может быть побочным продуктом процесса, при котором нагревающие материал печи разрушали органические молекулы в марсианских образцах.

Новые исследования показывают, что обнаруженный хлорбензол, содержащийся в осадочных материалах, был синтезирован в результате реакции между перхлоратом, солью, распространенной в марсианской почве, и углерод содержащими молекулами. Другими словами, миссии «Viking» мог найти строительные блоки жизни на Марсе около четырех десятилетий назад. Однако исследователи предполагают, что некоторые из приборов имели органические загрязнители, поэтому неясно, действительно ли такие молекулы были обнаружены на Марсе.

Ведущий автор недавно проведенного исследования Мелисса Гусман заявила, что, учитывая интересные результаты миссии «Viking», а также недавно обнаруженные органические молекулы — крайне важно отправить новые инструменты для обнаружения жизни на Красную планету

Гусман говорит о предстоящем запуске европейского марсохода, части программы ExoMars, который покинет Землю в июле 2020 года

На борту робота будет инструмент MOMA — анализатор органических молекул Марса. MOMA предназначен для поиска органических молекул, и будет уделять особое внимание хиральности обнаруженных образцов

Советуем почитать:

Основные космические открытия 2018 года

Самые странные изображения с Марса

Облако Оорта и пояс Койпера

Опасная сторона Луны

Ученые обнаружили гелий в атмосфере экзопланеты

Почему на ночном небе мерцают звезды?

Что будет, если прилетят инопланетяне?

Какой была химия первой жизни на Земле

Что значит «пригодная для жизни планета»?

Как возникли метановые дюны Плутона?

Парадокс Ольберса

Есть ли фосфор в океанах ледяных лун?

Антропный принцип космологии

InSight на Марсе!

Кольца Сатурна

Марсианская программа

Проект «Экзомарс» зародился в 2005 году в недрах Европейского космического агентства (ЕКА). Роскосмос присоединился к миссии лишь в 2013 году. Россияне заменили в проекте ученых из NASA, которым урезали бюджет, в результате чего им пришлось сосредоточиться на собственных программах.

В этой миссии у отечественных специалистов с европейцами есть как общие задачи, так и частные. В 2003 году европейцы высадили на красную планету марсоход «Бигль-2», но аппарат не вышел на связь. Это попытка реабилитироваться. Советский Союз совершал мягкую посадку на Марс еще 45 лет назад. Последний раз Россия попыталась оказаться на Марсе в 1996 году. Но тогда межпланетная станция, переполненная научной аппаратурой, взорвалась спустя пять часов полета. «Экзомарс» – новый шанс возобновить марсианскую программу.

Фото: nasa.gov

Миссия проходит в два этапа с запусками космических аппаратов в 2016 и 2020 годах. Первый этап – во многом подготовительный. Ученые вывели на орбиту спутник, а на поверхность планеты высадили демонстрационный модуль для отработки будущей посадки полноценного марсохода.

Марс – четвертая планета от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Масса планеты составляет 10,7 процента от массы Земли. Если вы весите 100 килограммов, то на Марсе вы бы весили 38 из-за малой гравитации. Марс называют «красной планетой» из-за оксида железа, который содержится в грунте. Климат на планете похож на земной, но холоднее и суше. Температура на планете колеблется от −153 градусов на полюсе зимой и до +30 градусов на экваторе в полдень. Средняя температура составляет −50 градусов.

Космический аппарат запустили 14 марта 2016 года с космодрома Байконур. Аппарат состоит из орбитального спутника Trace Gas Orbite (TGO) и автоматической марсианской станции «Скиапарелли».

За семь месяцев аппараты, сцепленные друг с другом, пролетели почти 500 миллионов километров. К радости ученых, TGO 19 октября успешно вышел на орбиту Марса и стал очередным искусственным спутником Красной планеты. Судьба «Скиапарелли» менее успешна. Связь с аппаратом потеряли во время посадки. Над причинами ученым еще предстоит поломать голову. В 2020 году европейский ровер приземлится уже в составе российской посадочной платформы.

В качестве носителя выступила отечественная ракета «Протон». Примечательно, что и оборудование на спутнике – наполовину российское. Традиционно считалось, что Луна и Венера – советские вотчины, а Марс представляет интерес только для американцев, но успешный (по крайней мере, в плане вывода на орбиту спутника) запуск ракеты к соседу Земли свидетельствует о том, что эта классификация безнадежно устарела.

Прибор ФРЕНД поможет найти воду на Марсе. Детектор регистрирует потоки нейтронов от поверхности планеты. Они расскажут о содержании водорода а, следовательно, воды и водяного льда на глубине до одного метра. Карты распространенности водорода необходимы, чтобы точнее выбирать места посадки будущих марсианских миссий. На сегодня самым перспективным местом считается плато Оксия, уверен директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый. Для будущих марсонавтов эксперимент ФРЕНД также промониторит радиационную обстановку на орбите.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

Прибор АЦС будет искать признаки жизни в атмосфере. Задача оптического спектрометра – изучить малые примеси газов в атмосфере, в особенности, метана. Этот газ свидетельствует о возможной биологической активности на планете.

На «Экзомарсе» Россия не остановится и собирается вернуться к исследованию Фобоса – спутника Марса. «Мы планируем вернуться на Фобос. Проект будет использовать заделы, которые уже есть у НПО им. С.А. Лавочкина. Сам Фобос представляет собой захваченный метеорит. Но на нем может быть много вещества и самого Марса», – рассказал журналистам Зеленый.

«Фобос-Грунт» – первая за 15 лет российская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, – была неудачно запущена в ноябре 2011 года. Двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. В итоге «Фобос-Грунт» остался на околоземной орбите. Вскоре обломки зонда упали в Тихом океане. Аппарат нес 50 кг научной аппаратуры на борту.

Лунная программа

Фото: m24.ru/Александр Горностаев

Россия возобновила и лунную программу. Спустя 40 лет. В прошлом Советский Союз неоднократно высаживал на спутник Земли луноходы, брал пробы грунта и возвращал их домой. Последний луноход вернулся в августе 1976 года. В этом плане мы догоняем сами себя, хотя, конечно, на новом этапе развития техники.

Теоретически доказано, что на Луне на полюсах может быть вода в виде льда. А ее наличие позволит оборудовать автономные базы на спутнике Земли. Это прямая дорога к колонизации небесного тела, которое содержит полезные ископаемые. Кроме того, Луна может стать отличной подлетной базой к Марсу. Со спутника Земли лететь до Красной планеты банально меньше.

На первом этапе российской программы к Луне отправятся четыре космических корабля для изучения естественного спутника. Они должны определить площадку для будущей высадки человека. А для этого придется выяснить, где и сколько льда находится на Луне, освещенность спутника Солнцем и другие сведения.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Все аппараты произведут в научно-производственном объединении им. С.А. Лавочкина в подмосковных Химках. Более того, макет первого – Луна–25 «Глоб» – уже готов в натуральную величину. Луна «Глоб» стартует в 2019 году с космодрома Байконур. По баллистическим расчетам эксперты дают окно запуска в три месяца: ноябрь 2018 – январь 2019 года. Задача автоматической станции – отработать посадку на спутник.

Орбитальный зонд Луна–26 «Ресурс» должен стартовать вслед за Луной «Глоб» в 2020 году. Его задача – провести подробную съемку с полярной орбиты Луны, для того, чтобы определить район будущих посадок аппарата Луна–27 «Ресурс». Проект «Ресурс» уже глубоко проработан, и его не должны поджидать большие сюрпризы.

Экспедиция Луна-27 пройдет при участии Европейского космического агентства

Большое внимание будет уделено научным экспериментам. Чего только стоит разрабатываемая сейчас итальянцами буровая установка

C ее помощью космический аппарат словно в фильме «Армагеддон» проникнет вглубь Луны до двух метров.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Завершит первый этап лунной космической программы аппарат Луна-28 «Грунт». С его помощью в 2024 году предполагается возобновить экспедиции по доставке лунного грунта на Землю.

Лабораторные возможности на Земле несопоставимы с анализаторами, которые есть на луноходах. Поэтому из тех районов, где есть подтверждение о наличии воды, надо привезти образцы на Землю. Тогда это будет не качественный анализ, а количественный. Возможно, станет ясно, насколько велики запасы воды на Луне.

На этом первый этап лунной миссии заканчивается. Дальше начинается самое интересное. Пилотируемые полеты к естественному спутнику Земли, высадка космонавтов, обустройство первых лунных полигонов. Но вся эта фантастика выходит за горизонт планирования принятой Федеральной космической программы.

Метки

• 2012DA14
  • автоматическая межпланетная станция(АМС)
  • азот
  • плитняк
  • погода на Марсе
  • полет на Марс
  • посадочная площадка
  • продукты питания в космосе
  • проект LOLA
  • хаос
  • Хаябуса
  • Церера
  • Чесапик (Chesapeake)
  • Шеннон Люсид (Shannon Lucid)
  • ЭкзоМарс
  • Viking
  • Western Butte
  • Windjana

Марсианский сфинкс

Кидония (Cydonia) — область в северном марсианском полушарии, содержащая ряд столовых гор (холмов с плоским верхом и крутыми склонами). Он получил название в память о древнегреческом полисе Кидонии, располагавшемся на северо-западе Крита. В Кидонии находится так называемый ”Марсианский сфинкс” (”Лицо на Марсе”) — выветренный холм, который на снимках спутника ”Викинг-1” (с разрешением лучше 250 м/пиксель) был похож на огромное каменное человекоподобное лицо. Нередко в соседних холмах видели пирамиды. Эти снимки породили огромное количество газетных ”уток” и псевдонаучных теорий.

В 2001 г. ”Mars Global Surveyor” специально снял это место с разрешение 14 м/пиксель , тогда обнаружилось, что все было лишь иллюзией, которую вызвала игра света и тени, а также низкое разрешение камеры спутника ”Викинга-1”.

5 апреля 2007 г. спутник ”Mars Reconnaissance Orbiter” заснял ”Лицо на Марсе” с разрешением примерно 30 см/пиксель.

Частная космонавтика

Поразительно, но в России есть частная космонавтика. Я и сам немало удивился, когда об этом узнал. SpaceX как-то на слуху у всех, а вот российские предприятия – еще нет. Отечественные частные компании уже производят оборудование, которое работает на спутниках в космосе. Есть планы развивать космический туризм. Конечно, пока масштабы несопоставимы с Соединенными Штатами. Но ведь и частная собственность в России появилась по историческим меркам недавно. Так что своего Илона Маска надо еще подождать.

Мнение эксперта

Ракетную технику частным компаниям в России можно создавать. По сути для этого нужно пройти государственную сертификацию. Нужно соответствовать определенным требованиям. Государство должно быть уверено, что ты не создашь ракету, которую запустишь и угробишь людей. Что ты не передашь технологии другой стране. Приходится подписывать многочисленные документы о секретности, не передаче и нераспространении, о безопасности и так далее.

У частников на порядки меньше ресурсов чем у «Роскосмоса» и других крупных госкорпораций. В то же время их ресурсы являются обузой. Зачастую они простаивают незагруженными. При этом несут в себе не только коммерческую функцию, но и социальную. С частными компаниями проще, они гибко оптимизируются, плюс созданы под конкретный проект. У них полная загрузка. Однако лет через 20 лет успешная частная компания может превратиться в неповоротливого монстра, как американский Boeing и Airbus.

Павел Пушкин
Генеральный директор ООО «КосмоКурс»

Российская компания «КосмоКурс» в рамках фонда Сколково собирается отправлять туристов в космос. Для этого она создает космический комплекс, который будет состоять из многоразовой ракеты-носителя и такого же космического аппарата.

«Идея простая, – рассказал m24.ru генеральный директор компании Павел Пушкин. – Суборбитальный полет в космос на высоту 200 километров туда и обратно. Полет от старта до посадки длится 15 минут. При этом невесомость человек будет испытывать в течение пяти-шести минут. За такой полет люди готовы платить деньги. Стоить он будет 200-250 тысяч долларов».

Первый полет пройдет в 2021 году. Сейчас ракету только проектируют. Над амбициозной задачей трудится команда из 17 человек. В планах расширение до 50, но понятно что полсотни человек ракету не сделают, признается Павел.

«Мы занимаемся только проектированием и будем договариваться с заводами о производстве. В середине 2017 года определимся с конкретными предприятиями, а первые опытные изделия получим уже в 2018 году», – рассказал глава космотуристической компании. Проект работает за счет средств частных инвесторов. Государство помогает налоговыми льготами, учитывая, что компания вошла в состав «Сколково».

Космодром Байконур Фото: ТАСС/Олег Урусов

Интересно, что для стартов рассматривают не только космодромы, наподобие Байконура. Среди государственных площадок есть военный полигон Капустин Яр. Однако от него, скорее всего, откажутся из-за большой военной загрузки. Компания изучает нейтральные площадки в Астраханской и Волгоградской областях. «Для старта нам подойдет просто равнинная, пустынная местность с определенными параметрами. Необязательно это должен быть космодром. Мы можем создать площадку с нуля и продумываем такую возможность», – пояснил Пушкин.

Надеюсь, космические во всех смыслах цены станут доступнее уже на нашем веку. И каждый из нас c вами сможет в отпуск вместо европейского или курортного города слетать в космос. Пока с уверенностью можно сказать, что у человечества вернулся интерес к освоению дальних планет.

Как выглядит поверхность Марса?

Новое 360-градусное изображение Марса было снято знаменитым марсоходом “Opportunity”, чьи запланированные 90 дней исследования марсианских песков растянулись в конечном итоге на 15 лет сплошных поездок по поверхности Красной планеты. Как сообщает портал sciencealert.com, сделанный марсоходом снимок стал не только одним из самых впечатляющих, но и последним, прощальным. Знаменитая фотография была сделана в месте, где устройство застигла мощная пыльная буря, надолго лишившая прибор возможности подзарядиться за счет солнечной энергии. За последние 29 дней своей работы, “Opportunity” создала серию из 354 отдельных снимков, которые в дальнейшем были отправлены в NASA для анализа и последующей обработки.

Последняя панорама марсохода “Opportunity”

На последнем изображении марсохода ясно виднеются края кратера Индевор, возвышающегося вдалеке. Чуть левее от этого места следы марсохода начинают свой спуск из-за горизонта и уходят вниз к геологическим особенностям марсианского ландшафта, которые ученые NASA надеются подробнее изучить в ближайшем будущем. Наиболее перспективными местами для изучения, при этом, должны стать дно Долины Настойчивости и дно уже упомянутого выше кратера Индевор.

Когда после отправки последней фотографии марсианской поверхности марсоход окончательно замолк, а специалисты NASA приняли решение о завершении миссии, по сети практически мгновенно разошлись так называемые “последние слова” “Оппортьюнити”: “My battery is low and it’s getting dark” (в переводе: “Моя батарея садится и становится темно”). Разумеется, ровер, даже несмотря на всю свою техническую сложность, не мог сказать ничего подобного, а автором предсмертных слов устройства стал один из научных репортеров издания “ABC 7”. Как бы то ни было, фраза как ничто другое лучше всего характеризует последние данные марсохода, которые упоминают резкое снижение прозрачности атмосферы и падение уровня вырабатываемой энергии. Результат подобного события можно заметить и на последней фотографии, сделанной марсоходом: в правом нижнем углу изображения четко вырисовывается черно-белая область, “раскрасить” которую в реальные цвета у “Оппортьюнити” просто не хватило сил.

Несомненно, в один прекрасный день будущий космический путешественник в лице человека или робота, обязательно встретится со затерянным в марсианских песках ровером и, возможно, даже найдет способ снова привести его в рабочее состояние. А пока этот знаменательный момент не произошел, давайте будем вместе следить за последними новостями с поверхности Красной планеты в наших и Telegram.

Ссылка на основную публикацию